Любовь не объясняется ни физическими, ни физиологическими, ни психологическими условиями существования.Нет законов природы, по которым мы должны любить друг друга.Человек любит как метафизическое существо, когда он поднимается выше своей природной стихии.
Интенсивность любви объясняется и определяется не столько предметом любви, сколько способностью любить. Гораздо важнее, чем причины, по которым человек любит, то, что происходит с человеком, какие совершаются внутренние изменения, как раскрывается его душа. Любовь определяется не содержанием чувственного опыта, который всегда случаен, но развитостью человеческих качеств любящего.
По-видимому, любовь встречается очень редко, и огромное большинство людей любови не переживают, а удовлетворяются только ее имитацией, убеждают себя в том, что любят, довольствуясь на самом деле лишь суррогатом любви. В.С. Соловьев писал даже, что настоящая любовь, возможно, еще не встречалась в человеческом опыте. "Любовь для человека есть пока то же, что был разум для мира животных" ( Соловьев В.С. Смысл любви, Соч. в 2 т М., 1988, Т 2, С.513), т.е. смутно ощущаемая возможность.
Любовь встречается редко еще и потому, что люди боятся любви, так как для нее нужны внутренняя свобода, готовность к поступку, нужна живая душа. В этом смысле любить-это жить в постоянной самоотверженности, заботе и тревоге, и это совсем не совпадает со счастьем в будничном, повседневном значении этого слова. Часто люди (пусть бессознательно) понимают, что живут только тогда, когда любят, что только любовь вырывает их из монотонной механической повторяемости повседневного быта.
(Философия, под ред. проф. В.Д. Губина и проф. Т.Ю. Сидориной, М, 2005, С.651)